Что такое MVP и зачем он нужен IT-продукту

В этой статье мы расскажем о понятии и эволюции MVP, стоимости его разработки, обязательных функциях и финансовых показателях, которые позволяют считать его успешным.
MVP
/
/
автор:
Пётр Ланцов
Опубликовано:
12 августа 2024 г.
Время чтения:
7 мин.
скролл
0%
Согласно исследованию CB Insights, 90% стартапов терпят неудачу из-за банального отсутствия рыночного спроса на их разработку. ЛПР-ы «ныряют» в проект с головой, выпускают в жизнь дорогостоящий продукт и только спустя время понимают — бизнес-гипотеза оказалась ошибочной.
Термин MVP используют все: от стартаперов
до Илона Маска. Концептуально это простой и понятный фреймворк, означающий первую версию IT-продукта. Но на деле все сложнее, и в голове фаундеров, планирующих разработку приложения, крутится масса вопросов: сколько в норме стоит MVP, какие функции он должен включать, какой доход приносить? Давайте разбираться.
Противоположный подход — начинать разработку с MVP (Minimal Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт»), то есть запускать «пилот» приложения с небольшим количеством функций, проверять его на практике и только потом развивать и усложнять.
Мечтай о большем, начинай с малого
Термин MVP в начале 2000-х годов ввел президент SyncDev Фрэнк Робинсон, но по-настоящему растиражировал американский предприниматель Эрик Рис. Его идея заключалась в том, что начинать проект нужно с создания чего-то ценного, вкладывая минимум ресурсов.
Помните закон Парето? 20% усилий приносят 80% результата. В случае с запуском продукта 20% функционала должны обеспечить 80% доходности проекта в будущем. Все остальное создается для повышения конкурентоспособности на рынке и получения дополнительного экономического эффекта.
Давайте на примере. Если вы запускаете интернет-магазин, то ваш MVP должен включать:
удобный интерфейс,
каталог товаров,
корзину,
поиск и фильтрацию товаров,
платежные шлюзы,
систему доставки.
А вот вишлист, выбор склада или пункта самовывоза, программа лояльности, инструменты для маркетингового продвижения, аналитика, блог, чат, красивые баннеры на полстраницы и многое другое — уже вторично.
Конечно, каждому владельцу будущего IT-продукта хочется предложить пользователю нечто грандиозное. Но если перспектива стать очередным затонувшим стартапом вас не привлекает, остановитесь на приоритетных функциях, а прочие оставьте для заматеревшего продукта.
От соломенной хижины до шале, от MVP до MAP
Спустя 10 лет после того, как Эрик Рис презентовал философию «Бережливого стартапа» концепт MVP подхватили продуктовые менеджеры. Они придумали целую плеяду понятий, отражающих эволюцию продукта от его первоначальной версии до реализации с вау-эффектом. Давайте рассмотрим их на простых аналогиях.
Представьте, что перед нами стоит задача построить бунгало для людей, предпочитающих отдых вдали от города. Хижина из соломы — это MVP. В качестве тестового образца она подойдет, для массового использования — вряд ли.
Если укрепить стены и поставить антимоскитные сетки, станет лучше, а MVP превратится в MMP (Minimum Marketable Product, «минимально рыночный продукт»).
Следующая ступень эволюции — MLP (Minimum Lovable Product, «минимально любимый /привлекательный продукт»). Приложение в такой реализации закрывает большинство потребностей клиентов и вызывает интерес.
Дальше идет MDP (Minimum Desirable Product, «минимально желаемый продукт»). Это когда мы преобразили дом так, что путешественники стали находить нас сами и советуют бунгало родным и друзьям. По сути, MVP должен стремиться именно в эту точку.
Высшая ступень эволюции — MAP (Minimum Awesome Product, «минимально потрясающий продукт»). Это версия, способная произвести на потребителя яркое впечатление. Редкое явление в реальной жизни и разработке. Но если вернуться к аналогии с домом, то, наверное, это должно быть шале, попадая в которое путешественник отрывает от удивления рот.
Что по факту самое важное?
MMP, MLP, MDP, MAP — следующие версии продукта после MVP. Но именно минимально-жизнеспособный продукт — нулевая точка отсчета в проекте.
Этапы разработки успешного MVP
Что нужно сделать, чтобы MVP был успешным? Наши рекомендации ниже.
Обозначьте проблему, которую должен решать продукт. Какие задачи пользователей он призваy закрыть?
Определите целевую аудиторию: опишите возраст, пол, образование, уровень доходов, привычки и увлечения.
Проанализируйте конкурентов.
Проведите SWOT-анализ. Соберите в таблицу сильные и слабые стороны, возможности и угрозы вашей MVP-версии.
Определите объем MVP — перечень функций, без которых проект не может существовать априори. Посмотрите на свой фич-лист и таки выбросьте лишнее.
Подберите команду IT-специалистов, чьи компетенции связаны с разработкой проектов, похожих на ваш.
Опишите требования к проекту, составьте ТЗ.
Выберете критерии для оценки MVP. Если вы сделаете это на стадии создания проекта, а не после запуска, шансов на успех будет больше.
Проведите альфа- и бета-тестирование MVP. Альфа-тестирование — оценка продукта вашими знакомыми, близкими, коллегами. Бета — реально заинтересованных пользователей, их ещё называют группой новаторов.
Запустите MVP-проект.
Плюсы MVP
Преимуществ MVP глобально больше, чем минусов. Минимально жизнеспособный продукт позволяет фаундеру и ключевым специалистам:
проверить бизнес-идею с минимальными затратами и рисками,
рационально инвестировать время и деньги в разработку,
найти нужные сегменты аудитории,
понять реальный спрос на продукт,
быстро запустить проект, получить прибыль и продолжить работу,
снизить риск напрасно потраченного бюджета,
получить первые данные о продукте,
привлечь инвесторов,
быстро обнаруживать и исправлять ошибки,
менять при необходимости бизнес-модель и разрабатывать дорожную карту доработок для полной версии приложения.
Минусы MVP
Говоря о минусах, правильнее будет назвать их рисками. И они есть:

Невозможность второго впечатления: первое впечатление потребителя формируется один раз, быстро и устойчиво. Запуск MVP, которое абсолютно не соответствует ожиданиям аудитории, может погубить проект на корню.
Риск быстрого копирования: бывает так, что MVP выстреливает, и оно становится сверхпопулярным всего за месяц. Тогда приходит какой-то гигант типа Амазона и копирует его за две недели.
Когда MVP НЕ нужен
Сюда можно отнести приложения, которые:
по каким-то причинам должны срочно выйти на рынок,
требуют полной безопасности и соответствия с первого дня работы (медицинское или банковское ПО),
должны быстро масштабироваться (в этом случае MVP будет недостаточно),
предназначены для очень платежеспособной аудитории (пока будете упражняться на минимуме, потеряете капризных клиентов),
финансируются правительством, государственной организацией, частными инвесторами, которые хотят видеть продукт сразу в готовом варианте.
Топ-5 вопросов об MVP
Олег Чебулаев, CEO Mad Brains:
К нам часто обращаются клиенты, которые озвучивают плюс-минус схожие вопросы. Отвечу на них заранее.
Где гарантии, что MVP принесет прибыль?
Гарантий таких нет. И на самом деле приоритетная задача MVP — не заработать денег, а понять, как их зарабатывать, основываясь на реальном опыте и полученных знаниях. Неслучайно принцип бережливого стартапа звучит так: создай — изучи — научись.
Выходит, MVP — это низкий по качеству продукт, раз в нем мало функций?
Ограниченный функционал вовсе не говорит о низком качестве продукта. Все как раз наоборот: минимум возможностей компенсируется безупречной работой приложения.
А есть готовый перечень функций для MVP?
Сколько функций должно быть в MVP, определенно сказать нельзя. Это зависит от специфики рынка, его игроков и видения самого клиента.
Если мы выходим в сегмент с низкой конкуренцией и у нас уникальное УТП, вполне возможно, что будет достаточно одной ключевой функции. Например, создатели платформы Spotify на первых порах использовали лишь одну фичу — музыкальный стриминг. А вот если мы выходим на широкий рынок, например, разрабатываем мессенджер, то одной функции будет мало. Минимальный набор требований здесь выльется в целый список. Нам понадобятся функции для отправки текстовых, звуковых и видеосообщений, пересылка файлов, возможность создавать групповой чат, эмодзи, безопасность данных и многое другое.
Можно включить в MVP побольше функций?
Если у вас есть желание «впихнуть» в минимум MVP по-максимуму, значит вы «отклонились от маршрута» и уходите в сторону большой разработки.
Желание достичь идеала сразу — одна из распространенных ошибок клиентов. Самый безобидный итог здесь: в проекте появляются функции, которые остаются невостребованными. На них понапрасну были потрачены время, силы и деньги. Самые грустные последствия — войти в число стартапов-титаников.
Назовите стоимость MVP?
Стоимость MVP будет отталкиваться от двух факторов:
А. Набора функций.
Б. Их уникальности
Бывает, что стоимость MVP составляет 50−200 тысяч рублей. Например, если речь идет о запуске лендинга. А вот в некоторых случаях цена минимально жизнеспособного продукта может достигать нескольких миллионов долларов. Это на случай, если вы решили запустить новую международную социальную сеть.
А вообще стоимость проекта будет понятна после того, как вы обсудите его с экспертами, обозначите свои пожелания и требования, найдете решения и согласуете общее видение.
Анатолий Пешков, CTO Mad Brains:
Опыт компании (за плечами Mad Brains — 70+ успешно разработанных проектов) показывает, что востребованный IT-продукт получается у клиентов, которые работают итеративно: тщательно изучают рынок и конкурентов, запускают продукт с минимальным набором функций, наращивают технический потенциал постепенно. Это называется продуктовым подходом к разработке, и IT-компания здесь — не просто исполнитель, а технологический партнёр, разделяющий ответственность за успех продукта вместе с заказчиком.
О реализации проекта в продуктовой разработке смотрите по ссылке на одной из платформ:
— Youtube,
— Rutube,
— VK Видео.
Получите Консультацию
Есть идея, но не знаете с чего начать? Обсудите запуск MVP с экспертами Mad Brains

Читать другие материалы

продукты
услуги
ПАРТНЕРАМ