От соломенной хижины до шале, от MVP до MAP
Спустя 10 лет после того, как Эрик Рис презентовал философию «Бережливого стартапа» концепт MVP подхватили продуктовые менеджеры. Они придумали целую плеяду понятий, отражающих эволюцию продукта от его первоначальной версии до реализации с вау-эффектом. Давайте рассмотрим их на простых аналогиях.
Представьте, что перед нами стоит задача построить бунгало для людей, предпочитающих отдых вдали от города. Хижина из соломы — это MVP. В качестве тестового образца она подойдет, для массового использования — вряд ли.
Если укрепить стены и поставить антимоскитные сетки, станет лучше, а MVP превратится в MMP (Minimum Marketable Product, «минимально рыночный продукт»).
Следующая ступень эволюции — MLP (Minimum Lovable Product, «минимально любимый /привлекательный продукт»). Приложение в такой реализации закрывает большинство потребностей клиентов и вызывает интерес.
Дальше идет MDP (Minimum Desirable Product, «минимально желаемый продукт»). Это когда мы преобразили дом так, что путешественники стали находить нас сами и советуют бунгало родным и друзьям. По сути, MVP должен стремиться именно в эту точку.
Высшая ступень эволюции — MAP (Minimum Awesome Product, «минимально потрясающий продукт»). Это версия, способная произвести на потребителя яркое впечатление. Редкое явление в реальной жизни и разработке. Но если вернуться к аналогии с домом, то, наверное, это должно быть шале, попадая в которое путешественник отрывает от удивления рот.
Что по факту самое важное?
MMP, MLP, MDP, MAP — следующие версии продукта после MVP. Но именно минимально-жизнеспособный продукт — нулевая точка отсчета в проекте.
Этапы разработки успешного MVP
Что нужно сделать, чтобы MVP был успешным? Наши рекомендации ниже.
Обозначьте проблему, которую должен решать продукт. Какие задачи пользователей он призваy закрыть?
Определите целевую аудиторию: опишите возраст, пол, образование, уровень доходов, привычки и увлечения.
Проанализируйте конкурентов.
Проведите SWOT-анализ. Соберите в таблицу сильные и слабые стороны, возможности и угрозы вашей MVP-версии.
Определите объем MVP — перечень функций, без которых проект не может существовать априори. Посмотрите на свой фич-лист и таки выбросьте лишнее.
Подберите команду IT-специалистов, чьи компетенции связаны с разработкой проектов, похожих на ваш.
Опишите требования к проекту, составьте ТЗ.
Выберете критерии для оценки MVP. Если вы сделаете это на стадии создания проекта, а не после запуска, шансов на успех будет больше.
Проведите альфа- и бета-тестирование MVP. Альфа-тестирование — оценка продукта вашими знакомыми, близкими, коллегами. Бета — реально заинтересованных пользователей, их ещё называют группой новаторов.
Преимуществ MVP глобально больше, чем минусов. Минимально жизнеспособный продукт позволяет фаундеру и ключевым специалистам:
проверить бизнес-идею с минимальными затратами и рисками,
рационально инвестировать время и деньги в разработку,
найти нужные сегменты аудитории,
понять реальный спрос на продукт,
быстро запустить проект, получить прибыль и продолжить работу,
снизить риск напрасно потраченного бюджета,
получить первые данные о продукте,
быстро обнаруживать и исправлять ошибки,
менять при необходимости бизнес-модель и разрабатывать дорожную карту доработок для полной версии приложения.
Говоря о минусах, правильнее будет назвать их рисками. И они есть:
Невозможность второго впечатления: первое впечатление потребителя формируется один раз, быстро и устойчиво. Запуск MVP, которое абсолютно не соответствует ожиданиям аудитории, может погубить проект на корню.
Риск быстрого копирования: бывает так, что MVP выстреливает, и оно становится сверхпопулярным всего за месяц. Тогда приходит какой-то гигант типа Амазона и копирует его за две недели.